Wolf Art - Разработка сайтов

Новости

Изменения в закон об энергосбережении

Не для никого не секрет, что в том виде в котором существует сейчас ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», он не может существовать. Накопилось огромное количество проблем и  вопросов, которые необходимо решать на высшем уровне.

Вот только некоторые проблемы, на которые я бы хотел обратить внимание:

1. Это качество подготавливаемой документации по результатам обязательных энергетических обследований. Энергетические паспорта большинством энергоаудиторских компаний  формируются, не выезжая на объект, т.е. делаются удаленно. Что в свою очередь подрывают главную идею закона об энергосбережении, практическую реализацию энергосберегающих мероприятий, которые позволят экономить энергетические ресурсы.

2. Энергосберегающие мероприятия, которые рекомендуются такими горе-энергоаудиторами, нельзя реализовать, так как они не приведут к экономии энергетических ресурсов.

3. Подготовка энергоаудитров оставляет желать лучшего, некоторые энергоаудиторы не имеют профильного энергетического образования, в большинстве случаев проведением энергетических обследований занимаются студенты последних курсов энергетических институтов.

4. В связи с тем, что большинство энергоаудиторских компаний пошло по пути количества выпущенной продукции, а не качества, происходит снижение стоимости услуг, а иной раз приводит к откровенному демпингу.

5. Отсутствие нормативной документации в области энергетических обследований.

6. Отсутствие механизмов практической реализации энергосервисных контрактов, особенно в бюджетном секторе.

7. Нежелание банковской системы выдавать кредиты под энергосервисные контракты.

8. Отсутствие механизмов поощрения руководства и работников предприятий бюджетного сектора, которые не заинтересованы в экономии бюджетных средств.

Государственной Думой планируется внесение поправок в ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект № 104515-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  10 июля 2012 года был принят на рассмотрение Государственной Думой.

 Скачать законопроект  № 104515-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» во вложении в конце статьи.

Давайте разбираться, какие же изменения планируется внести и какие результаты от этого ждать.

Строки законопроекта № 104515-6:

Статью 14 дополнить частью 2.1 следующего содержания:

"2.1. Правительство Российской Федерации обеспечивает соответствие целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, целевым показателям в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установленным в требованиях к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.";

г) дополнить частью 4.1 следующего содержания:

"4.1. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок расчета энергоемкости валового регионального продукта субъекта Российской Федерации, а также иных интегральных (обобщенных) целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, значения которых подлежат включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Значения иных целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые подлежат включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, рассчитываются в соответствии с методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти".;

д) в части 5 после слов "органом местного самоуправления" дополнить словами "на основе официальной статистической информации. Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности за прошедший календарный год осуществляется в течение трех месяцев с момента опубликования официальной статистической информации, необходимой для их расчета. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления до опубликования официальной статистической информации, необходимой для расчета целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, вправе использовать для расчета соответствующих целевых показателей данные из иных источников при условии их обязательного указания в региональной, муниципальной программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.";

 Комментарии: Внедрение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности позволит сравнивать энергопотребление, как в рамках федеральных округов, так и в рамках муниципальных образований. Таким образам появиться возможность отслеживать выполнение программы энергосбережения в целом по стране.

 Введение порядка расчета энергоемкости валового регионального продукта субъекта РФ, а также иных интегральных (обобщенных) целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности позволит производить расчет всех показателей по единой утвержденной методике, что в свою очередь упрощает расчеты и исключает неправильную трактовку этих показателей.

Строки законопроекта № 104515-6:

а) Статья 15, часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, здания, строения, сооружения, объекта незавершенного строительства, иного объекта недвижимого имущества, энергопотребляющего оборудования, транспортного средства, объекта электроэнергетики, в том числе объекта электросетевого хозяйства, источника тепловой энергии, тепловой сети, объекта систем коммунальной инфраструктуры, иных объектов, технологического процесса, а также юридического лица и индивидуального предпринимателя, при условии, что строительство или эксплуатация указанных объектов, осуществление технологического процесса, деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя связаны с использованием энергетических ресурсов.";

б) Статья 15, в пункте 4 части 2 исключить слова "типовых, общедоступных";

в) Статья 15, в части 3 слова "отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" заменить словами "программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

 Комментарии:

Список объектов подлежащих энергетическому обследованию дополнен и уточнен, что позволит избежать разночтений в перечне объектов подлежащих обследованию.

Мероприятия по энергосбережению будут разрабатываться индивидуально для каждого вида объектов с учетом его особенностей.

Отчет о проведении энергетического обследования становится обязательным документом в результате энергоаудита (МинЭнерго начнет принимать энергетические паспорта с отчетами с 2-ой половины 2013 года), так же необходимо написание Программы энергосбережения.

Строки законопроекта № 104515-6:

Дополнить статью 15  частями 4.1 -  4.4 следующего содержания:

"4.1. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований устанавливаются требования к проведению энергетического обследования, которые должны включать в себя:

1) требования к порядку проведения инструментального (полного) энергетического обследования;

2) требования к порядку проведения энергетического экспресс-обследования;

3) требования к программе в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, разрабатываемой по результатам энергетического обследования;

4) требования к отчету о проведении энергетического обследования;

5) требования к порядку проверки качества проведения энергетического обследования саморегулируемой организацией в области энергетического обследования.

4.2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований дает лицам, проводящим энергетическое обследование, заказчикам проведения энергетического обследования, саморегулируемым организациям в области энергетического обследования, их объединениям письменные разъяснения и осуществляет информационно-методическую поддержку по вопросам применения настоящей главы.

4.3. Лицо, проводящее энергетическое обследование, обязано соблюдать требования к проведению энергетического обследования, стандарты и правила саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой оно является. Лицо, заказавшее энергетическое обследование, вправе предъявить требование об устранении недостатков, вызванных несоблюдением указанных требований к проведению энергетического обследования и (или) стандартов и правил саморегулируемой организации.

4.4. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом, проводящим энергетическое обследование, обязательств, предусмотренных законом или соглашением, в том числе вследствие несоблюдения требований к проведению энергетического обследования, правил и стандартов саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой оно является, лицо, заказавшее энергетическое обследование, вправе назначить разумный срок для устранения недостатков. При неисполнении лицом, проводящим энергетическое обследование, в назначенный срок этого требования лицо, заказавшее энергетическое обследование, вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения обязательств в соответствии с гражданским законодательством и потребовать возмещения убытков, если иное не установлено соглашением сторон. Лицо, проводящее энергетическое обследование и саморегулируемая организация в области энергетического обследования, членом которой оно является, с момента проставления саморегулируемой организацией в области энергетического обследования отметки о надлежащем качестве результатов энергетического обследования несут солидарную ответственность перед лицом, заказавшим энергетического обследование, за убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением лицом, проводящим энергетическое обследование, обязательств, предусмотренных законом или соглашением. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования несет ответственность в пределах средств компенсационного фонда."

 Комментарии: Планируется разработать порядок проведения  инструментального (полного) энергетического обследования и экспресс-обследования, которая будет давать четкие ответы на порядок проведения таких обследований.

Так же ужесточаться требования к содержанию и качеству отчета и программе энергосбережения, что в свою очередь приведет к повышению качества работ и ухода с рынка энергоаудиторских услуг недобросовестных компаний.

Отвечать за качество работ по проведению энергетического обследования будет Исполнитель и СРО в области энергетических обследований в равной степени.

 Строки законопроекта № 104515-6:

д) Статью 15, часть 6 изложить в следующей редакции:

"6. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет отчет о проведении энергетического обследования и энергетический паспорт, основанный на данном отчете, и передает их в саморегулируемую организацию в области энергетического обследования, членом которой оно является, для проверки качества результатов проведения энергетического обследования. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана обеспечить проверку качества результатов проведения энергетического обследования в течение десяти рабочих дней с момента получения энергетического паспорта и отчета о проведении энергетического обследования и передать указанные документы с отметкой о проверке качества результатов проведения энергетического обследования лицу, проводившему энергетическое обследование. Энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования, подписанные энергоаудиторами, участвовавшими в проведении энергетического обследования, с отметкой саморегулируемой организации в области энергетического обследования о проверке качества результатов проведения энергетического обследования передаются лицом, проводившим энергетическое обследование лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.»

 Комментарии: С вступлением поправок обязательным результатом энергетического обследования будет энергетический паспорт и отчет об энергетическом обследовании. Как мы уже напоминали МинЭнерго РФ планирует уже со 2-ой половины принимать энергетические паспорта только с отчетом об энергетическом обследовании. Так же в этом пункте регламентируется срок проверки результатов энергетического обследования, теперь он равен 10 рабочим дням.

 Строки законопроекта № 104515-6:

В статье 16, добавить пункты:

1.2 Организации, указанные в пункте 7 части 1 настоящей статьи (организации, ответственные за содержание многоквартирных домов), вправе вместо проведения обязательного энергетического обследования многоквартирных домов, ответственными за содержание которых они являются, заполнить и направить в сроки, установленные для проведения обязательного энергетического обследования, декларацию об объеме потребления энергетических ресурсов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.

1.3. В случае, если лица, указанные в пунктах 1 - 6 части 1 настоящей статьи, не имеют на балансе зданий, строений, сооружений и иных объектов, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, и не используют энергетические ресурсы по договорам купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, либо совокупные затраты на потребление природного газа, дизельного или иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии не превышают пятьсот тысяч рублей за календарный год, такие лица вправе вместо проведения обязательного энергетического обследования заполнить и направить в сроки, установленные для проведения обязательного энергетического обследования, декларацию об объеме потребления энергетических ресурсов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.

1.4. Форма декларации об объеме потребления энергетических ресурсов, порядок ее заполнения и порядок направления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.";

 Комментарии: Организации, ответственные за содержание многоквартирных домов имеют право не проводить обязательное энергетическое обследование, а отправить в МинЭнерго заполненную декларацию об объеме потребления энергетических ресурсов. По нашему мнению это приведет к тому, что такие организации в очередной раз отнесутся формально к вопросам энергосбережения и не будут стремиться к снижению потребления энергетических ресурсов. Хотя огромная часть потенциала энергосбережения лежит в жилищно-коммунальном секторе.

Строки законопроекта № 104515-6:

д) Статью 18, часть 6 изложить в следующей редакции:

"6. В члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, дополнительным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом. Членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования могут стать:

1) юридическое лицо при наличии не менее четырех работников - энергоаудиторов, заключивших с ним трудовой договор;

2) индивидуальный предприниматель - энергоаудитор или индивидуальный предприниматель при наличии не менее одного физического лица - энергоаудитора, заключившего с таким индивидуальным предпринимателем трудовой или гражданско-правовой договор.";

е) дополнить статью 18 частью 6.1 следующего содержания:

"6.1. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана в случае изменения документов, предоставленных ею в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований при регистрации в реестре саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований измененные документы в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.";

ж) в части 8 слова "вправе" заменить словами "не вправе";

з) дополнить частью 8.1 следующего содержания:

"8.1. Саморегулируемая организация в области энергетических обследований осуществляет контроль за деятельностью своих членов путем проведения плановых и внеплановых проверок в сроки и порядке, предусмотренные Федеральным законом "О саморегулируемых организациях". Предметом плановых и внеплановых проверок является сплошная или выборочная проверка результатов энергетических обследований, проводимых членами саморегулируемой организации, и соблюдение ими требований к проведению энергетического обследования, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований, стандартов и правил саморегулируемой организации в области энергетических обследований, а также условий членства в саморегулируемой организации в области энергетического обследования. Заключение по предмету проверки направляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований в течение 10 дней со дня окончания проверки.";

 Комментарии: Члены СРО энергетических обследований (энергоаудиторские компании наряду с осуществлением деятельности по проведению энергетических обследований не вправе осуществлять иную предпринимательскую или профессиональную деятельность. Таким образом по нашему мнению заниматься энергоаудиторской деятельностью будут только специализированные компании, что в свою очередь приведет к повышению качества выполненных работ. Кроме того, некоторые СРО в области энергетических обследований стали вводить финансовые санкции, в области компаний выполняющих не качественные работы, теперь по 3-я и все последующие проверки энергопаспортов экспертными организациями проводятся за дополнительную плату.

По нашему мнению в данном законопроекте нужно прописать возможность выполнять энергосервисные контракты энергоаудиторским компаниям.

   Строки законопроекта № 104515-6:

Дополнить  статьей 18.1 следующего содержания:

"Статья 18.1. Требования к энергоаудитору

1. Статус энергоаудитора подтверждается квалификационным аттестатом энергоаудитора, выдаваемым в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Квалификационный аттестат энергоаудитора выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент), сдало квалификационный экзамен, учитывающий функциональную и отраслевую специфику работы энергоаудитора, которая заявлена претендентом. Квалификационные категории энергоаудиторов определяются с учетом функциональной и отраслевой специфики объектов энергетического обследования. К квалификационному экзамену на соответствующую квалификационную категорию допускается претендент, имеющий базовую профильную подготовку по образовательным программам высшего профессионального образования по техническим специальностям с учетом отраслевой специализации и по образовательным программам дополнительного профессионального образования в области энергетических обследований, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований, и имеющий ко дню объявления результатов квалификационного экзамена опыт работы по специальности, соответствующей квалификационной категории, не менее трех лет.

2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований утверждает квалификационные категории энергоаудиторов и требования к ним с учетом функциональной и отраслевой специализации энергоаудитора.

4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями в области энергетического обследования в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.

6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата энергоаудитора принимается в случае, если:

а) претендент не соответствует требованиям настоящего Федерального закона;

б) не сдан квалификационный экзамен;

в) иные основания для отказа в выдаче квалификационного аттестата энергоаудитора, предусмотренные федеральными законами.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата энергоаудитора может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

7. Квалификационный аттестат энергоаудитора выдается сроком на 5 лет. Порядок выдачи квалификационного аттестата и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.

8. Квалификационный аттестат энергоаудитора аннулируется в случаях:

а) получения квалификационного аттестата энергоаудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата энергоаудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным настоящим Федеральным законом;

б) осуществления деятельности по энергетическому обследованию с систематическим нарушением требований федеральных законов, требований к проведению энергетического обследования, правил и стандартов в области энергетического обследования;

в) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

9. Решение об аннулировании квалификационного аттестата энергоаудитора принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований с учетом мнения саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой он является. Решение об аннулировании квалификационного аттестата может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

10. Лицо, чей квалификационный аттестат энергоаудитора аннулирован по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, не вправе повторно обращаться с заявлением о допуске его к квалификационному экзамену в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата энергоаудитора.";

Комментарии: В соответствии с новой статьей статус энергоаудитора, подтверждается квалификационным аттестатом энергоаудитора. Чтобы получить аттестат энергоаудитора необходимо сдать квалификационный экзамен, учитывающий функциональную и отраслевую специфику работы энергоаудитора. Так же планируется создать квалификационные категории энергоаудиторов, которые определяются с учетом функциональной и отраслевой специфики объектов энергетического обследования. На каждую квалификационную категорию придется сдавать отдельный экзамен. Ужесточаются требования к образованию и стажу работы претендентов, необходимо иметь высшее техническое образование и стаж работы не менее 3 лет. Что не мало важно то, что аттестат энергоаудитора может быть лишен  уполномоченным федеральным органом с учетом мнения СРО.

Все это должно привести к повышению качества работ, ответственности энергоаудиторов и к тому, что недобросовестные и не квалифицированные компании будут уходить с рынка энергоаудиторских услуг.

По нашему мнению уполномоченному федеральному органу необходимо вести общедоступную единую базу энергоаудиторов, а СРО при в вступлении новых членов проверять, чтобы аттестаты энергоаудиторов не появлялись в нескольких энергоаудиторских организациях.

Строки законопроекта № 104515-6:

В статье 19:

а) часть 1 привести в следующей редакции:

"1. По энергосервисному договору (контракту) энергосервисная компания или иной исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги путем осуществления действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком (далее - энергосервисные услуги), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, исходя из достигнутой величины экономии энергетических ресурсов.";

б) пункт 1 части 2 после слов "договора (контракта)" дополнить словами ", и порядке ее расчета";

в) дополнить частями 2.1 - 2.4 следующего содержания:

"2.1. Действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком, осуществляются исполнителем за счет собственных средств в счет оплаты оказанных услуг по энергосервисному договору (контракту) заказчиком, если иное не определено энергосервисным договором (контрактом) или законом.

2.2. Если иное не предусмотрено энергосервисным договором (контрактом) исполнитель вправе привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (соисполнителей). В этом случае к отношениям сторон применяются правила, предусмотренные статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации.

2.3. При оказании услуг иждивением исполнителя все оборудование, отделимые улучшения, установленные исполнителем, принадлежат исполнителю в течение срока действия энергосервисного договора (контракта). Неотделимые улучшения с момента их создания на объектах заказчика принадлежат заказчику.

2.4. По истечении срока действия энергосервисного договора (контракта) все права собственности, прибыль от всех усовершенствований и оборудования, созданных или установленных на объектах заказчика, переходят в собственность заказчика без дополнительной оплаты, если иное не определено энергосервисным договором (контрактом).";

г) дополнить частями 5 - 7 следующего содержания:

"5. Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к энергосервисным договорам (контрактам), направленным на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества многоквартирного дома, и порядку их заключения.

6. Примерные условия энергосервисного договора на общедомовые нужды утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Общие положения гражданского законодательства о договоре возмездного оказания услуг применяются к энергосервисному договору (контракту) в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.";

12) в статье 21:

а) название привести в следующей редакции:

"Статья 21. Государственные или муниципальные энергосервисные контракты, энергосервисные договоры бюджетных учреждений";

б) часть 1 привести в следующей редакции:

"1. В целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, обеспечения нужд бюджетных учреждений, государственные или муниципальные заказчики, бюджетные учреждения вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные контракты, энергосервисные договоры (далее - контракты на энергосервис).";

в) дополнить частями 1.1 и 1.2 следующего содержания:

"1.1. Предметом контрактов на энергосервис может быть оказание энергосервисных услуг только на объектах заказчика, прошедшего энергетическое обследование, утвердившего программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, завершившего оснащение соответствующих объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона и осуществляющих расчеты за энергетические ресурсы с учетом данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, за предшествующий заключению контракта на энергосервис период, составляющий не менее одного года.

2.2. Заказчики, не прошедшие энергетическое обследование в течение последних пяти лет, вправе заключать контракт на энергосервис при условии, что контракт заключается на основании актуальных сведений об объекте, на котором оказываются энергосервисные услуги, и одним из действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком, осуществляемых по такому контракту, является проведение энергетического обследования заказчика и (или) объекта, на котором оказываются энергосервисные услуги, исполнителем.";

г) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Государственные или муниципальные энергосервисные контракты заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов. Энергосервисные договоры бюджетных учреждений заключаются и оплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.";

Комментарии: Очень важным моментом является то, что теперь прописан механизм оплаты за  энергосервисные услуги, теперь энергосервисные договоры в бюджетном секторе заключаются оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов. Таким образом, бюджетные учреждения могут внедрять энергосберегающие мероприятия в рамках энергосервисных контрактов и на это им будут выделяться бюджетные деньги, но только после проведения энергетического обследования и утверждения программы энергосбережения.

В соответствии с новой редакцией статьи 19 часть 1 энергосервисные контракты могут выполнять не только энергосервисные компании, но и другие исполнители. Хотя по нашему мнению тот, кто проводит энергетическое обследование, тот и должен внедрять энергосберегающие мероприятия, в рамках энергосервисного контракта. Мы думаем, что в данном законопроекте нужно прописать возможность выполнять энергосервисные контракты энергоаудиторским компаниям, хотя в этом же законопроекте прописано, что энергоаудиторские организации не вправе осуществлять иную предпринимательскую или профессиональную деятельность, кроме проведения энергетических обследований.

 Строки законопроекта № 104515-6:

В статье 25:

а) в части 1:

в пункте 2 после слов "энергетической эффективности" дополнить словами "использования электрической энергии, тепловой энергии, воды, природного газа, мазута, угля, дизельного и иного топлива как при осуществлении производственной деятельности, так и для собственных нужд";

пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) иные положения согласно требованиям частей 1 - 4 настоящей статьи.";

б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

"1.1. Программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должны быть основаны на результатах обязательного энергетического обследования соответствующих организаций и должны охватывать мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии, тепловой энергии, воды, природного газа, мазута, угля, дизельного и иного топлива как при осуществлении производственной деятельности, так и для собственных нужд.";

в) дополнить частью 1.2 следующего содержания:

"1.2. Если организация с участием государства или муниципального образования, организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, имеет дочерние и зависимые общества, то программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности такой организации должна включать в качестве подпрограмм программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих дочерних и зависимых обществ. Включение в программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации с участием государства или муниципального образования, организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих дочерних и зависимых обществ не освобождает такие дочерние и зависимые общества от обязанности по утверждению и реализации собственных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в случае, если такие общества являются организациями с участием государства или муниципального образования или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.";

г) дополнить частью 1.3 следующего содержания:

"1.3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе установить дополнительные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и отчетности об их реализации.";

д) часть 2 изложить в следующей редакции:

"2. Если организация с участием государства или муниципального образования осуществляет регулируемый вид деятельности, к ней применяются положения настоящей статьи, устанавливающие требования к организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, при разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и внесении в них изменений обязаны учитывать требования, установленные к этим программам и отчетности об их реализации. Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций регулируются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности устанавливаются данным органом в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций регулируются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, требования к содержанию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности устанавливаются данными органами в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Требования к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности об их реализации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.";

е) в части 3 слова "Требования к программам" заменить словами "Требования к содержанию программ";

ж) в части 4 слова "Требования к указанным в части 3 настоящей статьи программам" заменить словами "Требования к содержанию указанных в части 3 настоящей статьи программ".

 Комментарии: Программы энергосбережения организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должны быть основаны на результатах обязательного энергетического обследования соответствующих организаций.

Строки законопроекта № 104515-6:

Статья 2

Внести в статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6227, 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759, 2776; N 26, ст. 3120, 3122; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6406, 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 29, 54; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039, 2041; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873, 3881; N 29, ст. 4290, 4298; N 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; 2012, N 10, ст. 1166; N 15, ст. 1723, 1724; N 18, ст. 2126, 2128; N 19, ст. 2278) следующие изменения:

1) в части 8:

а) после слов "Несоблюдение" дополнить словами "требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования,";

б) абзац второй изложить в следующей редакции:

"влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.";

2) часть 9 изложить в следующей редакции:

"9. Несоблюдение саморегулируемой организацией в области энергетического обследования требований к проведению энергетического обследования, требований к стандартам и правилам саморегулируемой организации в области энергетического обследования, требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетического обследования -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.".

 Комментарии: одним из ключевых моментов, который послужит к увеличению качества работ и качественного выбора заказчиком энергетического обследования, послужит увеличение штрафов за несоблюдение требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования. Таким образом если энергоаудиторская компания выполнить не качественно энергетическое обследование, то заказчика энергетического обследования оштрафуют. Так же штрафы предусмотрены за несоблюдение сроков проведения энергетического обследования.

Изучив данный законопроект, мы пришли к мнению, что с небольшими доработками он должен решить накопленные проблемы в области качества проведения энергетических обследований,  подготовки энергоаудиторов, процедуры реализации энергосервисных контрактов и даст толчок к повышению энергосбережения и энергетической эффективности РФ.